Журнал

Применение льготной ставки 0,3% по земельному налогу для сельхозземель. Требования и судебная практика

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 01.10.2024 N 305-ЭС24-16380, недостаточно просто владеть земельным участком категории “Земли сельскохозяйственного назначения” с видом разрешенного использования “Для сельскохозяйственного производства”, чтобы применять льготную ставку земельного налога в размере 0,3%.

Налогоплательщик обязан доказать фактическое использование земли для сельскохозяйственного производства.

Обстоятельства спора о применении налоговой ставки

Для применения льготной ставки земельного налога необходимо не только формальное соответствие категории земель, но и фактическое использование участка по целевому назначению
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным сообщение налогового органа о применении налоговой ставки земельного налога за 2021 год в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Компания настаивала на применении ставки 0,3% для своих земельных участков категории “Земли сельскохозяйственного назначения” с видом разрешенного использования “Для сельскохозяйственного производства”.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований общества. Верховный Суд РФ также отказал в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

Условия применения льготной ставки земельного налога

Для применения налоговой ставки 0,3% необходимо одновременное соблюдение двух условий, а не только формальное соответствие категории земель
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, для применения налоговой ставки в размере 0,3% необходимо соблюдение двух условий одновременно:
*⃣ Отнесение земельного участка к определенной категории - к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах
*⃣ Фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства
Суды указали, что ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению. Поэтому наличие оснований для её применения должен доказать налогоплательщик.

Доказательства использования земель по целевому назначению

Пониженной налоговой ставкой могут пользоваться только реальные сельскохозяйственные производители, а не все собственники участков с соответствующим видом разрешенного использования
Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
В рассматриваемом деле общество не предоставило в налоговый орган документы, подтверждающие фактическое использование участков для сельхозпроизводства:
  • ни в ходе досудебного урегулирования
  • ни при рассмотрении дела в арбитражном суде
Более того, в материалах дела имелись акты планового (рейдового) осмотра спорных земельных участков, проведенного в рамках муниципального земельного контроля, которые подтверждали неиспользование участков по целевому назначению.

Позиция Верховного Суда и Минфина России

В Определении от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 Верховный Суд РФ указал, что налоговая ставка 0,3% является льготой, наличие оснований для применения которой должен обосновать налогоплательщик.
Минфин России в письме от 13.10.2017 N 03-05-04-02/67093 разъяснил, что признание земельного участка сельскохозяйственного назначения не используемым для сельхозпроизводства осуществляется в рамках:
  • государственного земельного надзора
  • муниципального земельного контроля
Поэтому в качестве доказательств неиспользования земельных участков могут быть использованы результаты обследования, проведенного администрацией как органом муниципального земельного контроля.

Позиция судов в отношении доводов общества

Ссылка общества на то, что спорные земельные участки были переданы по договору аренды сельскохозяйственному производителю, была признана судами несостоятельной, так как из представленной копии договора следовало, что в аренду был передан другой участок.
Суды также отметили, что налогоплательщик не предоставил ни одного объективного доказательства, которое указывало бы на использование спорных земельных участков в сельскохозяйственной деятельности.

Чек-лист требований для применения льготной ставки земельного налога

*⃣ Земельный участок должен быть отнесен к категории “Земли сельскохозяйственного назначения” или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах
*⃣ Налогоплательщик должен фактически использовать участок для сельскохозяйственного производства
*⃣ Необходимо собрать и хранить документы, подтверждающие ведение сельскохозяйственной деятельности на участке (договоры на выполнение сельхозработ, отчеты о состоянии посевов, фотоматериалы, сведения о сборе урожая и т.п.)
*⃣ В случае получения сообщения от налогового органа о применении ставки 1,5%, представить в течение 20 дней пояснения и документы, обосновывающие право на льготу
*⃣ При передаче земельного участка в аренду сельхозпроизводителю убедиться в наличии корректно оформленного договора аренды именно на данный участок

Используемые нормативные акты

  • Налоговый кодекс РФ (статьи 56, 388, 394, 396, 397)
  • Земельный кодекс РФ (статьи 77, 83, 85)
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”
  • Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-05-04-02/67093
  • Определение Верховного Суда РФ от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182
  • Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2024 N 305-ЭС24-16380

Частые вопросы налогоплательщиков о ставке земельного налога

“Достаточно ли для применения ставки 0,3% документов о категории земель и виде разрешенного использования?”

Нет, этого недостаточно. Налогоплательщику необходимо доказать фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства. Сам по себе факт владения участком категории “Земли сельскохозяйственного назначения” с видом разрешенного использования “Для сельскохозяйственного производства” не является основанием для применения льготной ставки.
Положение о необходимости доказывания фактического использования земли по целевому назначению подтверждается судебной практикой, в том числе позицией Верховного Суда РФ.
Для обоснования права на льготную ставку следует собирать и хранить документы, подтверждающие ведение сельскохозяйственной деятельности на участке.

“Кто должен доказывать использование или неиспользование земельного участка по целевому назначению?”

Бремя доказывания наличия оснований для применения льготной ставки 0,3% лежит на налогоплательщике. Это следует из пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ и подтверждается судебной практикой, в том числе Определением Верховного Суда РФ от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182.
Налоговый орган вправе использовать акты муниципального земельного контроля при определении фактического использования земельного участка. Если такие акты свидетельствуют о неиспользовании участка по целевому назначению, налогоплательщику необходимо представить опровергающие доказательства.
При отсутствии документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган правомерно применяет ставку 1,5%.

“Каким образом можно доказать фактическое использование земли для сельхозпроизводства?”

Для доказательства фактического использования земельного участка для сельскохозяйственного производства могут использоваться:
  • Договоры на выполнение сельскохозяйственных работ
  • Документы о приобретении семян, удобрений, СЗР
  • Отчеты о состоянии посевов
  • Документы о сборе и реализации урожая
  • Фотоматериалы, подтверждающие ведение сельхозработ
  • Документы бухгалтерского учета, отражающие затраты на сельхозпроизводство
  • Декларации о полученной сельхозпродукции
Целесообразно регулярно фиксировать факт использования земли, например, путем составления актов осмотра с привлечением третьих лиц, фотофиксации состояния участка в разные периоды сельскохозяйственного цикла.
Имущественные налоги Судебная практика