Арбитражный суд отказал Социальному фонду России во взыскании переплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в ситуации, когда страхователь не подал уведомление о прекращении права на пособие.
СФР пытался взыскать средства через суд после выявления факта увольнения получателя пособия. Суд признал достаточным предоставление формы ЕФС-1 об увольнении застрахованного лица для информирования фонда об утрате права на пособие.
Ситуация и позиция СФР
При проведении проверки Социальный фонд России установил факт утраты застрахованным лицом права на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с прекращением трудовых отношений. Основанием для прекращения выплаты пособия послужило увольнение работника.
СФР выявил, что страхователь не направил в фонд специальное уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение пособия. На основании этого фонд:
*⃣ Признал факт переплаты пособия
*⃣ Направил страхователю требование о возврате излишне выплаченных средств
*⃣ После отказа организации добровольно вернуть средства обратился в суд
🔍 Пример расчета претензии СФР:
Работник уволился 15 марта 2024 года. Уведомление о прекращении права на пособие страхователь не направил. СФР продолжал выплачивать пособие до момента выявления нарушения при проверке 30 апреля 2024 года. Сумма переплаты составила 35 000 рублей (за период с 16 марта по 30 апреля 2024 года).
Решение суда
Арбитражный суд отклонил требования Социального фонда России о взыскании переплаты со страхователя. Судом установлены следующие ключевые факты:
*⃣ Страхователь своевременно подал форму ЕФС-1, содержащую информацию об увольнении застрахованного лица
*⃣ СФР на момент принятия решения о выплате пособия располагал сведениями об утрате права на его получение
*⃣ Фонд имел возможность самостоятельно уточнить статус застрахованного лица
Суд особо отметил, что довод СФР о том, что специальное уведомление является единственным основанием для прекращения выплаты пособия, не соответствует действующему законодательству. После получения формы ЕФС-1 фонд имел все необходимые данные для прекращения выплаты.
В итоге,
Данное судебное решение формирует важную практику в отношении документооборота между страхователями и СФР:
*⃣ Форма ЕФС-1 является достаточным способом информирования фонда об изменении статуса застрахованного лица
*⃣ СФР обязан учитывать всю имеющуюся информацию при принятии решений о выплате пособий
*⃣ Отсутствие специального уведомления не может быть единственным основанием для взыскания переплаты со страхователя
Чек-лист по проверке оснований для прекращения выплаты пособия
⒈ Проверка статуса трудовых отношений:
- Наличие приказа об увольнении
- Дата прекращения трудового договора
- Основание увольнения
⒉ Документальное оформление:
- Своевременное заполнение формы ЕФС-1
- Корректное указание даты увольнения
- Полнота заполнения всех обязательных полей
⒊ Взаимодействие с СФР:
- Подтверждение получения формы ЕФС-1 фондом
- Сохранение квитанции о приеме отчетности
- Мониторинг статуса обработки документов
Используемые нормативные акты
- Постановление 5-го ААС от 29.08.2024 по делу N А51-2071/2024 - установило достаточность формы ЕФС-1 для информирования фонда об утрате права на пособие
Частые вопросы по прекращению выплаты пособия
“Нужно ли дублировать информацию об увольнении отдельным уведомлением при подаче ЕФС-1?”
Нет, дублирование информации не требуется. Форма ЕФС-1 содержит необходимые сведения об изменении статуса работника.
“Может ли СФР взыскать переплату, если форма ЕФС-1 подана с опозданием?”
Данный вопрос рассматривается отдельно в каждом конкретном случае. Факт несвоевременной подачи формы может стать основанием для взыскания, если это привело к излишней выплате пособия.
“В какой срок СФР должен прекратить выплату после получения ЕФС-1?”
Фонд обязан обработать полученную информацию и прекратить выплаты начиная с периода, следующего за месяцем наступления обстоятельств, влекущих прекращение права на получение пособия.