Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило ряд поправок в правила финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Новые правила вступают в силу с 16 июня 2024 года. Рассмотрим ключевые изменения подробнее.
Расширение перечня финансируемых мер
Прежде всего, стоит отметить расширение списка мероприятий, расходы на которые работодатель может оплатить за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Теперь в этот перечень включена оценка профессиональных рисков (пп. “б” п. 1 изменений).
Если в плане финансирования предупредительных мер будет предусмотрена оценка профрисков, страхователю необходимо предоставить в территориальный орган ФСС РФ следующие документы (пп. “д” п. 2 изменений):
- Копию договора с организацией, проводящей оценку профессиональных рисков. В договоре должно быть указано количество рабочих мест, в отношении которых будет проводиться оценка, и стоимость оказания данной услуги.
- Сведения о номерах рабочих мест, подлежащих оценке профрисков, с указанием номеров отчетов о проведении специальной оценки условий труда.
Уточнение списка обосновывающих документов
Кроме того, приказ Минтруда уточняет список документов, которые страхователь должен представить для обоснования необходимости финансирования предупредительных мер.
Например, при привлечении сторонней организации (агента) к организации санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, нужно дополнительно предоставить копию договора с этой организацией.
В договоре должен быть указан размер вознаграждения агента или иной платы за оказание услуг (пп. “б” п. 2 изменений).
Например, при привлечении сторонней организации (агента) к организации санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, нужно дополнительно предоставить копию договора с этой организацией.
В договоре должен быть указан размер вознаграждения агента или иной платы за оказание услуг (пп. “б” п. 2 изменений).
Какие нормативные акты регламентируют эти изменения?
Указанные поправки внесены Приказом Минтруда России от 19.03.2024 N 123н “О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 467н”.
Этот приказ вносит изменения в действующие Правила, утвержденные приказом Минтруда от 14.07.2021 N 467н. В частности, корректируются пункты 3 и 4 Правил, устанавливающие перечень предупредительных мер и список документов, которые страхователь должен представить для получения разрешения на финансирование этих мер.
Стоит ли проводить оценку профессиональных рисков?
Возможно, у некоторых работодателей возникнут сомнения: стоит ли проводить оценку профессиональных рисков, если на предприятии уже осуществляется специальная оценка условий труда (СОУТ)?
Важно понимать, что СОУТ и оценка профрисков - это два разных, хотя и взаимосвязанных процесса. СОУТ направлена на выявление вредных и опасных производственных факторов и оценку уровня их воздействия на работника. А оценка профрисков - это более широкое понятие, она предполагает выявление, анализ и упреждение различного характера рисков, связанных с деятельностью работников. Результаты СОУТ используются как один из источников информации при оценке профрисков.
Таким образом, оценка профрисков дополняет, а не заменяет СОУТ. Ее проведение позволяет получить более полную и объективную картину состояния охраны труда на предприятии, выявить потенциальные опасности и принять меры по их устранению или минимизации. А возможность профинансировать эту процедуру за счет средств ФСС делает ее более доступной для работодателей.
Подводя итог,
Внесенные Минтрудом изменения носят точечный характер и направлены на совершенствование механизма финансирования предупредительных мер по охране труда.
Используемые нормативные акты
- Приказ Минтруда России от 19.03.2024 N 123н “О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 467н”. Вносит изменения в действующие правила финансирования предупредительных мер.
- Приказ Минтруда России от 14.07.2021 N 467н “Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами”. Содержит актуальную редакцию правил с учетом изменений.