Журнал

Незаконный отказ СФР в финансировании предупредительных мер. Анализ судебного решения

Процедура получения финансирования предупредительных мер от СФР. Этапы согласования и распределения средств на сокращение травматизма
Апелляционный суд признал незаконным отказ СФР в финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма из-за отсутствия средств. Решение основано на нарушении фондом установленной процедуры: после согласования проекта решения о выделении средств фонд не имел права изменить его, средства должны быть зарезервированы за страхователем до согласования, а распределение финансирования произведено с нарушением очередности заявлений.
В материале разбираются требования к процедуре финансирования предупредительных мер, порядок рассмотрения заявлений СФР, правила резервирования средств и основания для обжалования отказов. Особое внимание уделено анализу судебной практики по оспариванию решений фонда.

Может ли СФР отказать в финансировании из-за отсутствия средств?

Простое отсутствие средств не является законным основанием для отказа в финансировании, если процедура согласования уже запущена и соблюдена.
Правила устанавливают четкий порядок рассмотрения заявлений:
⒈ При получении заявления территориальный фонд проверяет все основания для отказа, включая наличие средств на текущий год
⒉ До согласования проекта решения средства резервируются за конкретным страхователем
⒊ После получения согласования от СФР решение не подлежит изменению
Территориальный фонд соблюдает очередность при распределении средств согласно регистрационным номерам заявлений.

Законные основания для отказа:

  • Несоответствие заявителя установленным требованиям
  • Нарушение сроков подачи заявления
  • Неполный комплект документов
  • Наличие недостоверных сведений
Если территориальный фонд направил проект решения на согласование в СФР, последующий отказ в финансировании из-за отсутствия средств будет признан незаконным, так как проверка наличия средств производится до этапа согласования.

Какова последовательность действий СФР при согласовании финансирования?

Процедура согласования финансирования предупредительных мер в СФР строго регламентирована и включает несколько последовательных этапов.

Этапы рассмотрения заявления

Территориальный фонд при получении заявления от страхователя:
⒈ Проверяет основания для отказа, включая наличие распределенных средств на текущий год
⒉ Готовит проект решения о выделении средств
⒊ Направляет проект на согласование в СФР
⒋ Резервирует средства за конкретным страхователем до получения согласования

Сроки принятия решений

После получения заявления территориальный фонд:
  • Формирует приказ о выделении средств не позднее даты согласования проекта решения СФР
  • Уведомляет страхователя о принятом решении
  • После согласования проекта решение остается неизменным

Правила резервирования и распределения средств

Действующий порядок предусматривает:
  • Резервирование средств за страхователем до момента согласования проекта решения
  • Распределение финансирования в порядке очередности поступления заявлений
  • При нарушении очередности распределения средств решение признается недействительным
🔍 Из судебной практики:
В деле №А27-4133/2024 заявление страхователя было зарегистрировано под номером 627, однако финансирование получили заявители с номерами 628-711, что является прямым нарушением порядка очередности распределения средств.
Нарушение установленных сроков составления приказа о финансировании влечет признание его недействительным.

Почему суд признал отказ незаконным?

Апелляционный суд установил несколько существенных нарушений процедуры финансирования предупредительных мер со стороны СФР.

Нарушение процедуры согласования

После получения согласования проекта решения о финансировании территориальный фонд утратил право изменять его содержание. Однако фонд, получив согласование 14 сентября, издал приказ об отказе в финансировании 27 декабря, что противоречит установленным правилам.

Несоблюдение сроков и последовательности действий

СФР нарушил регламентированную последовательность действий:
⒈ Фонд согласовал проект решения 21 августа, но не оформил приказ о выделении средств в эту же дату
⒉ На момент направления проекта решения и его согласования средства не были распределены
⒊ Территориальный фонд не зарезервировал средства за страхователем до согласования проекта решения

Нарушение очередности рассмотрения заявлений

Суд выявил нарушение порядка распределения средств:
  • Заявление организации было зарегистрировано под номером 627
  • При этом заявления с номерами 628-711 были удовлетворены
  • Это указывает на нарушение принципа очередности при распределении финансирования

Правовая оценка

Апелляционный суд постановил:
⒈ Территориальный фонд проверяет все основания для отказа, включая наличие средств, на этапе принятия первоначального решения
⒉ Нарушение сроков составления приказа ведет к признанию его недействительным
⒊ Отказ в финансировании после получения согласования противоречит закону
Решение основано на Постановлении 7-го ААС от 16.10.2024 по делу N А27-4133/2024.

Используемые нормативные акты

Постановление 7-го Апелляционного арбитражного суда от 16.10.2024 по делу N А27-4133/2024 определяет следующие правовые позиции:
⒈ Согласованное решение о финансировании не подлежит изменению
⒉ До момента согласования средства закрепляются за страхователем
⒊ Финансирование распределяется строго по очередности поступления заявлений
НДФЛ Страховые взносы Судебная практика