Журнал

С 3 июня 2025 года: новые правила для субъектов МСП и ведения единых реестров

С 3 июня 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», которые существенно корректируют критерии отнесения к вновь созданным субъектам МСП и порядок ведения единых реестров.

Изменения затрагивают юридические лица, созданные путем преобразования, и расширяют требования к предоставлению сведений для включения в реестры.

Исключение преобразованных организаций из категории вновь созданных субъектов МСП

Преобразованные юридические лица больше не признаются вновь созданными субъектами МСП независимо от даты их регистрации.
Законодатель установил четкое разграничение между организациями, созданными с нуля, и теми, которые возникли в результате реорганизации в форме преобразования. Ранее такого разделения не существовало, что создавало неопределенность в правоприменении.
Изменение направлено на предотвращение злоупотреблений, когда действующие организации могли получать преференции для вновь созданных субъектов МСП путем формального преобразования.

Новый период определения вновь созданных субъектов МСП

Период признания субъектов МСП вновь созданными изменяется с «1 июля - 30 июня» на «1 декабря - 31 мая» следующих календарных лет.
Теперь вновь созданными считаются субъекты МСП, которые зарегистрированы в период с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим календарным годом.
Практическое значение изменения:
  • Расширяется временной период для получения статуса вновь созданного субъекта
  • Изменяется логика планирования регистрации для получения льгот
  • Корректируются сроки подачи документов для включения в реестры

Включение ОГРН в единые реестры субъектов МСП

В едином реестре субъектов МСП и реестре получателей поддержки будет обязательно указываться ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Включение ОГРН в состав сведений реестра обеспечивает:
  • Однозначную идентификацию субъектов МСП
  • Исключение ошибок при сопоставлении данных различных информационных систем
  • Упрощение процедур проверки статуса субъекта МСП контролирующими органами

Исключение сведений о госконтрактах из единого реестра

Из единого реестра субъектов МСП исключаются сведения о контрактах по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Из состава информации, содержащейся в едином реестре субъектов МСП, исключены сведения о наличии контрактов, заключенных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок и о закупках отдельными видами юридических лиц.
Решение упрощает ведение реестра и снижает административную нагрузку на субъекты МСП, поскольку исключает необходимость отслеживания и актуализации информации о заключенных контрактах.

Расширение требований по предоставлению сведений для преобразованных АО и ООО

Держатели реестров акционеров и аудиторские организации обязаны предоставлять сведения по АО и ООО, созданным путем преобразования до 30 июня при условии создания преобразованного лица до 1 декабря предшествующего года.
В число организаций, по которым держатели реестров акционеров и аудиторские организации должны ежегодно представлять в ФНС сведения для ведения единого реестра субъектов МСП, включены:
  1. Акционерные общества, созданные путем преобразования до 30 июня текущего календарного года включительно
  2. Общества с ограниченной ответственностью, созданные путем преобразования до 30 июня текущего календарного года включительно
Обязательное условие: преобразованное юридическое лицо должно быть создано до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году.
Требование обеспечивает полноту информации в реестре и исключает пробелы в отношении организаций, созданных путем реорганизации.

Передача полномочий от ВЭБ.РФ к МСП Банку

Полномочия по обеспечению инструментов господдержки малого и среднего бизнеса в моногородах и особых экономических зонах передаются от госкорпорации «ВЭБ.РФ» МСП Банку.
Изменение направлено на консолидацию функций поддержки субъектов МСП в рамках специализированной организации, что должно повысить эффективность предоставления государственной поддержки.
МСП Банк получает расширенные полномочия по работе с субъектами малого и среднего предпринимательства в территориях с особым статусом, что позволит обеспечить более целенаправленную поддержку.

Используемые нормативные акты

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Федеральный закон от 23 мая 2025 г. № 117-ФЗ

Вопросы по применению изменений

Распространяются ли новые правила на организации, преобразованные до 3 июня 2025 года?

Новые правила действуют с 3 июня 2025 года. Организации, преобразованные до этой даты, сохраняют статус, определенный по ранее действовавшим нормам. Однако при последующих процедурах включения в реестры будут применяться новые критерии.

Как определить период для организации, зарегистрированной в мае 2025 года?

Организация, зарегистрированная в мае 2025 года, будет считаться вновь созданной по новым правилам, поскольку попадает в период с 1 декабря 2024 года по 31 мая 2026 года.

Обязаны ли субъекты МСП самостоятельно уведомлять об исключении сведений о госконтрактах?

Нет, исключение сведений о контрактах по 44-ФЗ и 223-ФЗ происходит автоматически при ведении реестра. Субъекты МСП не обязаны подавать дополнительные уведомления по этому вопросу.

Когда МСП Банк начнет осуществлять переданные полномочия?

Полномочия по поддержке субъектов МСП в моногородах и особых экономических зонах переходят к МСП Банку с 3 июня 2025 года. Порядок передачи дел и переходный период должны быть определены дополнительными нормативными актами.
Новости Бухучет Прочее