С 1 марта 2025 года вступила в силу статья 158.1 ТК РФ, регламентирующая противодействие формированию просроченной задолженности по заработной плате. Закон, между прочим, устанавливает создание специальных межведомственных комиссий в субъектах РФ для выявления причин задолженности и контроля за работодателями. Комиссии, естественно, получили полномочия заслушивать работодателей-должников и направлять информацию в контролирующие органы.
Противодействие задолженности будет вестись по четырем основным направлениям: профилактика, мониторинг, привлечение к ответственности нарушителей и содействие в погашении долгов.
В процессе, по сути, участвуют федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление, внебюджетные фонды, профсоюзы и объединения работодателей.
Создание и функции межведомственных комиссий
Правительство РФ своим Постановлением от 25 февраля 2025 г. N 219 утвердило правила функционирования межведомственных комиссий, которые, в некотором смысле, станут центральным звеном в борьбе с просроченной задолженностью по оплате труда. Эти комиссии формируются в каждом субъекте Российской Федерации для согласования усилий различных государственных структур и общественных организаций.
Функции и полномочия межведомственных комиссий:
- Проведение детального анализа и выявление первопричин возникновения просроченной задолженности по заработной плате
- Организацию встреч с работодателями, допустившими нарушения сроков выплат, для выяснения обстоятельств и поиска решений
- Передачу собранной информации в органы государственного и муниципального контроля для принятия соответствующих мер воздействия
Стоит заметить, что комиссии не просто выполняют контрольные функции, но и оказывают содействие в разрешении проблемных ситуаций, выступая своеобразным мостом между работниками, работодателями и контролирующими органами.
Направления противодействия задолженности по зарплате
Согласно статье 158.1 ТК РФ, система противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате включает четыре взаимосвязанных направления:
⒈ Профилактика и мониторинг — разработка и внедрение превентивных мер, направленных на недопущение возникновения задолженности, а также постоянное отслеживание ситуации с выплатами заработной платы
⒉ Привлечение к ответственности — применение административных и иных мер воздействия к работодателям, нарушающим сроки выплаты заработной платы
⒊ Содействие в погашении задолженности — разработка и реализация мероприятий, способствующих ликвидации уже сформировавшейся просроченной задолженности
⒋ Разъяснительная работа — проведение информационно-просветительских мероприятий с участием всех сторон социального партнерства по вопросам обеспечения трудовых прав работников
Практические последствия нововведений
Для работников новая система предоставляет дополнительные гарантии своевременного получения заработной платы. Усиление контроля и мониторинга, фактически, позволит оперативнее выявлять нарушения и принимать меры по защите трудовых прав. Работники получают возможность обращаться в межведомственные комиссии, что создает дополнительный канал для решения проблем с невыплатой заработной платы.
Для работодателей нововведения означают повышение ответственности за соблюдение сроков выплаты заработной платы. Компаниям, вероятно, придется уделять больше внимания финансовому планированию и обеспечению своевременных расчетов с персоналом. В случае возникновения финансовых трудностей работодателям часто эффективно заблаговременно взаимодействовать с межведомственными комиссиями для поиска решений и предотвращения негативных последствий.
Эффективность системы будет зависеть от слаженности работы всех участвующих органов и организаций. Предполагается, что благодаря комплексному подходу и координации усилий удастся значительно снизить объемы просроченной задолженности по заработной плате и минимизировать случаи нарушения трудовых прав работников.
Используемые нормативные акты
- Статья 158.1 Трудового кодекса Российской Федерации - устанавливает основные направления противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате
- Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 268-ФЗ - вносит изменения в трудовое законодательство в части противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате
- Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2025 г. N 219 - утверждает правила деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию формированию просроченной задолженности по заработной плате
Частые вопросы о новом механизме противодействия задолженности по зарплате
Как работник может обратиться в межведомственную комиссию?
Работник может направить обращение в межведомственную комиссию своего региона через официальный сайт администрации субъекта РФ, через государственную инспекцию труда или профсоюзную организацию. Также возможно личное обращение в соответствии с установленным в регионе порядком приема граждан.
В какие сроки межведомственная комиссия должна отреагировать на обращение?
Законодательством не установлены специальные сроки для реагирования межведомственной комиссии на обращения граждан, поэтому применяются общие правила рассмотрения обращений согласно Федеральному закону “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” - 30 дней с возможностью продления еще на 30 дней.
Какие меры может принять комиссия к работодателю-должнику?
Сама комиссия не имеет полномочий по применению санкций к работодателям. Однако она может направить информацию в контролирующие органы (трудовую инспекцию, прокуратуру), которые вправе привлечь работодателя к административной или даже уголовной ответственности. Также комиссия может способствовать разработке плана по погашению задолженности и контролировать его выполнение.