Журнал

Отклонение рентабельности на 10% повышает риск выездной проверки

ФНС России опубликовала обновленные данные по налоговой нагрузке и рентабельности по видам экономической деятельности за прошлый год.

Показатели используются налоговыми органами для отбора организаций в план выездных проверок - риск проверки возрастает при налоговой нагрузке ниже среднеотраслевой или отклонении рентабельности от среднего уровня на 10% и более.

Данные обновляются ежегодно и размещаются на официальном сайте ведомства для использования в концепции планирования выездных налоговых проверок.

Обновленные показатели налогового контроля

ФНС актуализировала данные по налоговой нагрузке и рентабельности, которые служат основой для отбора организаций в план выездных проверок.
Налоговая служба разместила на официальном сайте статистические данные за прошлый год по двум показателям. Налоговая нагрузка представлена в разрезе видов экономической деятельности и отражает долю налоговых платежей в общем объеме доходов организаций отрасли.
Рентабельность проданных товаров включает показатели по продукции, работам и услугам в отраслевом разрезе. Дополнительно публикуются данные по рентабельности активов организаций - показателю эффективности использования имущества в различных сферах деятельности.
Обновление показателей происходит ежегодно после обработки налоговой отчетности организаций за истекший период. Данные формируются на основе сведений, содержащихся в налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.

Критерии отбора для выездных проверок

Превышение установленных пороговых значений по налоговой нагрузке и рентабельности значительно повышает вероятность включения в план проверок.
Основным критерием отбора служит налоговая нагрузка ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности. Налоговые органы сравнивают показатели конкретной организации с опубликованными среднеотраслевыми значениями.
Второй критерий связан с отклонением рентабельности от среднеотраслевых показателей. Риск проверки возрастает, если уровень рентабельности организации значительно отличается от среднего по отрасли.
Для налога на прибыль установлен конкретный параметр - отклонение на 10% и более от среднеотраслевого уровня рентабельности считается существенным. Аналогичные пороговые значения применяются и для других показателей рентабельности.
При одновременном выполнении обоих условий - низкой налоговой нагрузки и нетипичной рентабельности - вероятность выездной проверки максимальна.

Практические последствия для планирования

Организации могут использовать опубликованные данные для самоконтроля и корректировки налогового планирования.
Сравнение собственных показателей с опубликованными среднеотраслевыми значениями позволяет оценить налоговые риски организации. При выявлении существенных отклонений необходимо проанализировать причины и подготовить экономическое обоснование.
При налоговой нагрузке ниже среднеотраслевой полезно подготовить документы, подтверждающие правомерность применения льгот, обоснованность расходов и корректность расчета налоговой базы.
В случае отклонения рентабельности следует систематизировать документы об особенностях ценообразования, структуре затрат, специфике деятельности организации. Особое внимание требуется при работе с взаимозависимыми лицами.
Для снижения вероятности проверки можно скорректировать налоговое планирование, приблизив показатели к среднеотраслевым значениям в рамках действующего законодательства.

Используемые нормативные акты

Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” - устанавливает критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, включая показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности.

Вопросы по применению критериев отбора

Как часто обновляются среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки?
Данные обновляются ежегодно после обработки налоговой отчетности за истекший период. Новые показатели публикуются на официальном сайте ФНС России в разделе “Концепция системы планирования выездных налоговых проверок”.
Учитывается ли размер организации при сравнении с отраслевыми показателями?
Опубликованные показатели являются усредненными по отрасли без разделения по размеру организаций. При этом при планировании проверок налоговые органы могут учитывать масштаб деятельности и специфику конкретного налогоплательщика.
Можно ли избежать проверки при превышении пороговых значений?
Превышение критериев не гарантирует автоматическое назначение проверки, но значительно повышает такую вероятность. Важно подготовить экономическое обоснование показателей и документы, подтверждающие правомерность налогового планирования.
Применяются ли критерии к организациям на специальных налоговых режимах?
Критерии разработаны преимущественно для организаций на общем режиме налогообложения. Для плательщиков УСН, ЕСХН и других спецрежимов применяются адаптированные показатели с учетом особенностей налогообложения.
Новости Налог на прибыль Прочее