Журнал

Контролируемые сделки: что может ФНС и чего не могут территориальные инспекции

В этой статье мы детально разберем, какими полномочиями обладает ФНС, что могут и чего не могут делать территориальные налоговые инспекции, и как это влияет на налогоплательщиков.

Мы также предоставим практические рекомендации по подготовке к возможным проверкам и ответим на часто возникающие вопросы.

Что такое контролируемые сделки?

Контролируемые сделки - это операции между взаимозависимыми лицами, которые подлежат особому налоговому контролю со стороны ФНС России.
Понятие контролируемых сделок введено в Налоговый кодекс РФ с целью контроля за трансфертным ценообразованием и предотвращения необоснованной налоговой оптимизации. К контролируемым сделкам относятся:
1️⃣ Сделки между взаимозависимыми лицами
2️⃣ Некоторые внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли
3️⃣ Сделки с резидентами офшорных зон
Критерии отнесения сделок к контролируемым установлены статьей 105.14 НК РФ. Они включают как качественные (например, взаимозависимость сторон), так и количественные показатели (суммовые пороги).
Значение контролируемых сделок для налогообложения трудно переоценить. Они напрямую влияют на налоговую базу по налогу на прибыль, НДС и другим налогам. Цены в таких сделках должны соответствовать рыночному уровню, иначе налоговые органы вправе их скорректировать.

Полномочия ФНС в отношении контролируемых сделок

ФНС обладает исключительным правом на проверку полноты исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам, включая анализ соответствия применяемых цен рыночным.
Основные права ФНС в отношении контролируемых сделок включают:
1️⃣ Проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам
2️⃣ Определение рыночных цен для целей налогообложения
3️⃣ Истребование у налогоплательщика документации по конкретной сделке или группе однородных сделок
4️⃣ Запрос глобальной и национальной документации у участников международных групп компаний
Процедура проверки контролируемых сделок ФНС регламентирована главой 14.5 НК РФ. Она включает анализ уведомлений о контролируемых сделках, истребование и изучение документации, сопоставление применяемых цен с рыночными и, при необходимости, корректировку налоговой базы.

Ограничения полномочий территориальных налоговых инспекций

Территориальные инспекции не вправе самостоятельно проверять соответствие цен рыночным в контролируемых сделках и корректировать налоговую базу на этом основании.
Что не могут делать территориальные инспекции:
1️⃣ Определять рыночные цены в контролируемых сделках для целей налогообложения
2️⃣ Проверять соответствие цен в контролируемых сделках рыночным без поручения ФНС
3️⃣ Требовать у налогоплательщика пояснений, если Межрегиональная инспекция по ценам сообщила о самостоятельной корректировке налоговой базы
4️⃣ Истребовать документацию по конкретной сделке, глобальную и национальную документацию
5️⃣ Направлять требования без поручения с подписью заместителя руководителя ФНС

Допустимые действия территориальных налоговых инспекций

Несмотря на ограничения, территориальные инспекции все же обладают определенными полномочиями в отношении контролируемых сделок.
Территориальные инспекции могут выполнять технические функции, взаимодействовать с ФНС по вопросам контролируемых сделок и проверять обоснованность расходов.
Допустимые действия территориальных инспекций включают:
1️⃣ Прием и контроль правильности заполнения уведомлений о контролируемых сделках
2️⃣ Применение санкций за неверное заполнение уведомлений
3️⃣ Информирование ФНС о выявленных контролируемых сделках, не указанных в уведомлениях
4️⃣ Пересмотр налоговых обязательств по контролируемой сделке при наличии доказательств получения необоснованной налоговой выгоды
5️⃣ Проверка соответствия расходов требованиям ст. 252 НК РФ
6️⃣ Направление в ФНС информации о предполагаемых отклонениях цен от рыночных
7️⃣ Истребование пояснений по уточненным декларациям по налогу на прибыль в части изменений в Листе 08

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Чтобы быть готовым к возможным проверкам, налогоплательщикам рекомендуется:
1️⃣ Вести актуальный реестр контролируемых сделок
2️⃣ Своевременно и корректно заполнять уведомления о контролируемых сделках
3️⃣ Разработать внутреннюю политику трансфертного ценообразования
4️⃣ Регулярно проводить анализ соответствия применяемых цен рыночным
5️⃣ Подготовить аргументированное обоснование применяемых цен
Документы, которые следует иметь наготове:
  • Документацию по контролируемым сделкам (локальная, национальная, глобальная)
  • Экономический анализ сопоставимости условий сделок
  • Расчеты интервалов рыночных цен
  • Договоры и первичные документы по контролируемым сделкам
  • Учетную политику в части трансфертного ценообразования

ВОПРОС-ОТВЕТ

Может ли территориальная инспекция запросить документы по контролируемой сделке в рамках камеральной проверки?

Ответ: Нет, территориальная инспекция не вправе истребовать документацию по конкретной контролируемой сделке без поручения ФНС. Однако она может запросить документы, подтверждающие обоснованность расходов согласно ст. 252 НК РФ.

Что делать, если территориальная инспекция пытается проверить рыночность цен в контролируемой сделке?

Ответ: В таком случае налогоплательщик вправе отказать в предоставлении информации, сославшись на п. 1 ст. 105.17 НК РФ, который закрепляет это право исключительно за ФНС России.

Как быть, если налогоплательщик самостоятельно выявил отклонение цен от рыночных в контролируемой сделке?

Ответ: В этой ситуации налогоплательщик может самостоятельно скорректировать налоговую базу и сумму налога (убытка), подав уточненную налоговую декларацию. При этом важно предоставить пояснения и документы, подтверждающие обоснованность корректировки.

Ключевые моменты, которые следует помнить:

1️⃣ Только ФНС имеет право проверять соответствие цен рыночным в контролируемых сделках
2️⃣ Территориальные инспекции выполняют важные, но ограниченные функции в отношении контролируемых сделок
3️⃣ Налогоплательщики должны быть готовы к возможным проверкам, ведя необходимую документацию

Используемые нормативные акты

Налоговый кодекс РФ:
  • Статья 105.14 - определение контролируемых сделок
  • Статья 105.17 - проверка ФНС полноты исчисления и уплаты налогов по контролируемым сделкам
  • Статья 252 - расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль
Письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ - разъяснения по полномочиям территориальных налоговых органов в отношении контролируемых сделок
2024-08-04 22:29 Прочее Вопрос-ответ