Минфин России разработал проект федерального стандарта бухгалтерского учета “Расходы”, который должен вступить в силу с 2027 года. Новый ФСБУ изменит определение расходов как уменьшения экономических выгод при выбытии активов или возникновении обязательств, исключив из этого понятия капитальные и финансовые вложения, а также покупку запасов.
Стандарт введет деление расходов на включаемые и не включаемые в чистую прибыль, установит новые требования к группировке по экономическим элементам и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности с возможностью выбора ретроспективного или перспективного способа перехода.
Новое определение расходов в проекте ФСБУ
Расходы получат новое определение как уменьшение экономических выгод при выбытии активов или возникновении обязательств, исключающее операции с капиталом собственников.
Проект ФСБУ “Расходы” уточняет понятие расходов организации. Расходами будут признавать уменьшение экономических выгод при выбытии или уменьшении стоимости активов, а также при возникновении или увеличении величины обязательств. Условие – такие операции должны приводить к уменьшению капитала, не связанному с уменьшением вкладов учредителей или распределением прибыли.
Стандарт исключает из понятия расходов несколько категорий операций. Не будут признаваться расходами выбытие активов в связи с капитальными вложениями, финансовыми вложениями и покупкой запасов. Это отличается от действующего подхода, где капвложения определяются как приобретение или создание внеоборотных активов, а финансовые вложения – как вклады в уставные капиталы и покупка ценных бумаг не для перепродажи.
Для признания расходов форма их осуществления не будет иметь значения. Стандарт указывает, что не важны денежная, натуральная или иная форма расходов, порядок их признания в налоговом учете, а также цели раздельного учета затрат и финансовых результатов.
Новая классификация расходов по ФСБУ
Стандарт вводит двухуровневую классификацию расходов с делением на включаемые и не включаемые в чистую прибыль, а также традиционное разделение на обычные и прочие.
Проект ФСБУ устанавливает деление расходов на включаемые и не включаемые в чистую прибыль . Это новый подход к классификации, который потребует пересмотра методологии учета. Информацию о расходах, не включаемых в чистую прибыль, организации будут формировать в бухгалтерском учете по требованиям других федеральных стандартов.
Расходы, включаемые в чистую прибыль, сохранят привычное деление на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы . К расходам по обычным видам деятельности отнесут управленческие, коммерческие и иные расходы, которые не включаются в стоимость активов по другим федеральным стандартам.
Для признания расходов по обычным видам деятельности установлены три обязательных условия:
⒈ Расходы понесены по договору с контрагентом в рамках обычной деятельности или подтвержденной иным образом обязанностью осуществить расход
⒉ Есть уверенность в том, что в результате расходов уменьшатся экономические выгоды
⒊ Сумму расходов можно определить
К прочим расходам стандарт относит расходы, связанные с операциями купли-продажи иностранной валюты, неустойки за нарушение договоров и другие аналогичные операции.
Требования к группировке расходов
Организации получат право самостоятельно определять перечень экономических элементов и статей затрат вместо использования установленного ПБУ перечня.
При формировании информации о расходах организации должны будут группировать их по экономическим элементам и статьям затрат . Изменение заключается в том, что перечень элементов и статей организации будут определять самостоятельно. Действующее ПБУ 10/99 устанавливает обязательный перечень элементов затрат, новый стандарт предоставляет организациям большую свободу в этом вопросе.
Оценка и признание расходов по обычным видам деятельности будет осуществляться в сумме и порядке, предусмотренных другими ФСБУ и ПБУ. Аналогичный подход применяется и к прочим расходам – их оценка и признание также будет регулироваться соответствующими стандартами.
Такой подход позволит организациям адаптировать систему учета расходов под специфику своей деятельности, но потребует более детальной проработки учетной политики в части классификации и группировки затрат.
Требования к раскрытию информации о расходах
Бухгалтерская отчетность должна будет содержать обособленную информацию о трех категориях расходов с детализацией по принципу существенности.
Проект ФСБУ устанавливает требование обособленного представления в бухгалтерской отчетности информации о расходах по обычным видам деятельности, прочих расходах и расходах, не включаемых в чистую прибыль. Такая структуризация обеспечит пользователям отчетности более четкое понимание структуры затрат организации.
С учетом существенности организации должны будут раскрывать дополнительную информацию о расходах:
⒈ Величина расходов отчетного периода – общая сумма по каждой категории
⒉ Детализация расходов – должна соответствовать детализации выручки, если таковая раскрыта в отчетности
⒊ Способы и допущения признания расходов – методы определения степени готовности работ и другие применяемые подходы
Стандарт предусматривает возможность частичного раскрытия информации о расходах в случаях, когда полное раскрытие может привести к экономическим потерям или нанести урон деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных сторон. Это положение учитывает коммерческую чувствительность некоторых видов информации о затратах.
Порядок перехода на новый стандарт расходов
Организации смогут выбрать между ретроспективным и перспективным способом применения изменений учетной политики при переходе на ФСБУ “Расходы”.
Последствия изменения учетной политики из-за начала применения нового стандарта организации будут отражать ретроспективно или перспективно по собственному выбору. Ретроспективный способ предполагает пересчет сравнительных показателей предыдущих периодов, перспективный – применение новых правил только к операциям после даты перехода.
Выбранный способ перехода организация должна будет раскрыть в первой бухгалтерской отчетности , составленной с применением нового стандарта. Это требование обеспечит прозрачность для пользователей отчетности и позволит корректно интерпретировать показатели переходного периода.
Переход на новый стандарт потребует от организаций комплексного пересмотра учетной политики в части классификации, признания и раскрытия информации о расходах, а также соответствующей подготовки учетного персонала.
Используемые нормативные акты
Проект федерального стандарта бухгалтерского учета “Расходы”
Вопросы по применению изменений ФСБУ “Расходы”
Как определить, какие расходы не включаются в чистую прибыль?
Расходы, не включаемые в чистую прибыль, будут определяться требованиями других федеральных стандартов бухгалтерского учета. Проект ФСБУ “Расходы” не содержит исчерпывающего перечня таких расходов, отсылая к специальным стандартам по конкретным операциям. Организациям необходимо будет проанализировать все применимые ФСБУ для выявления подобных расходов.
Нужно ли пересматривать рабочий план счетов при переходе на новый стандарт?
Пересмотр рабочего плана счетов может потребоваться для обеспечения раздельного учета расходов, включаемых и не включаемых в чистую прибыль. Организации должны будут предусмотреть возможность формирования информации по новой классификации расходов, что может потребовать введения дополнительных субсчетов или аналитических признаков.
Как выбрать между ретроспективным и перспективным применением стандарта?
Выбор способа применения зависит от сложности изменений в конкретной организации и возможности достоверного пересчета данных предыдущих периодов. Ретроспективное применение обеспечивает сопоставимость показателей, но требует больших трудозатрат. Перспективное применение проще в реализации, но может затруднить анализ динамики показателей.
Повлияет ли новый стандарт на налоговый учет расходов?
Новый ФСБУ указывает, что порядок признания расходов в налоговом учете не влияет на их признание в бухгалтерском учете. Изменения коснутся только бухгалтерского учета и отчетности, налоговый учет будет по-прежнему регулироваться Налоговым кодексом.
Как определить существенность для раскрытия детализации расходов?
Критерии существенности организация должна установить самостоятельно в учетной политике, исходя из потребностей пользователей отчетности и специфики деятельности. При этом следует учитывать общие подходы к определению существенности, установленные в других стандартах бухгалтерского учета.
