С 2027 года организации обязаны применять новый ФСБУ “Доходы”, который заменит ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008. Стандарт вводит измененную классификацию доходов – их будут подразделять на выручку и доходы, отличные от нее, вместо действующего деления на доходы от обычных видов деятельности и прочие. Организации могут перейти на новые правила досрочно, а при обязательном переходе выбрать ретроспективный или упрощенный порядок применения.
Замена действующих стандартов учета доходов
Новый ФСБУ “Доходы” полностью заменит ПБУ 9/99 “Доходы организации” и ПБУ 2/2008 с обязательным применением с отчетности за 2027 год.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета “Доходы” устанавливает единые требования к формированию информации о доходах экономических субъектов. Новый документ распространяется на все организации, за исключением некоммерческих организаций .
Стандарт определяет порядок признания и оценки выручки, а также требования к раскрытию информации о доходах в бухгалтерской отчетности. Часть норм ФСБУ повторяет положения действующего ПБУ 9/99, однако вводятся и принципиально новые подходы к классификации доходов.
Новая классификация доходов организации
Доходы будут подразделяться на выручку и доходы, отличные от нее, что изменяет привычную структуру учета.
Вместо действующего деления доходов на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы ФСБУ вводит новую классификацию:
- Выручка – доходы от основной деятельности организации
- Доходы, отличные от выручки – все остальные поступления
Сроки применения ФСБУ “Доходы”
Стандарт становится обязательным с отчетности за 2027 год, но организации могут применять его досрочно.
Обязательное применение нового стандарта начинается с бухгалтерской отчетности за 2027 год . Это означает, что организации должны будут применять ФСБУ “Доходы” при составлении годовой отчетности за период с 1 января по 31 декабря 2027 года.
Организации получают право досрочного применения стандарта до наступления обязательного срока. При выборе досрочного применения необходимо уведомить об этом в учетной политике и последовательно применять все требования стандарта.
Порядок перехода на новые правила учета
Переход на ФСБУ осуществляется ретроспективно, но допускается применение упрощенного порядка.
Основной способ перехода – ретроспективный метод . При его применении новые правила учета доходов применяются так, как если бы они действовали всегда. Это требует:
- Пересчета сравнительных показателей предыдущих периодов
- Корректировки входящих остатков
- Отражения влияния изменений в бухгалтерском балансе
Альтернативой служит упрощенный порядок перехода , который позволяет избежать пересчета данных предыдущих периодов. При упрощенном порядке новые правила применяются только к операциям, совершенным после даты перехода.
Выбор способа перехода должен быть закреплен в учетной политике организации и применяться последовательно.
Используемые нормативные акты
Приказ Минфина России от 16.05.2025 N 56н
Вопросы по применению изменений
Нужно ли пересматривать учетную политику при переходе на ФСБУ “Доходы”?
Да, потребуется корректировка учетной политики. Новая классификация доходов на выручку и доходы, отличные от нее, требует пересмотра подходов к аналитическому учету. В учетной политике необходимо закрепить способ перехода на новый стандарт и порядок признания доходов по новым правилам.
Можно ли применять ФСБУ “Доходы” частично до 2027 года?
Нет, стандарт применяется целиком. При выборе досрочного применения организация должна следовать всем требованиям ФСБУ “Доходы”, включая новую классификацию доходов и порядок их признания. Частичное применение отдельных норм не допускается.
Какие организации освобождены от применения нового стандарта?
От применения ФСБУ “Доходы” освобождены некоммерческие организации. Все коммерческие организации, включая малые предприятия, обязаны применять новый стандарт с установленных сроков. Исключений по размеру или виду деятельности для коммерческих организаций не предусмотрено.
Влияет ли выбор упрощенного порядка перехода на сопоставимость отчетности?
Да, влияет. При упрощенном порядке сравнительные показатели предыдущих периодов не пересчитываются, что может снизить сопоставимость отчетности. Однако упрощенный порядок значительно снижает трудозатраты на переход и может быть оправдан при незначительном влиянии изменений на показатели отчетности.
