Расходы 2024 года нельзя учесть в 2025 году из-за роста ставки с 20% до 25%
Минфин России в письмах от 30 июня и 24 июня 2025 года запретил учитывать расходы прошлых периодов в текущем периоде при различающихся ставках налога на прибыль. С 1 января 2025 года ставка налога на прибыль выросла с 20% до 25%, что создает разную налоговую экономию от одинаковых расходов в разных периодах. Ведомство квалифицирует такую корректировку как искажение налоговых обязательств и требует подавать уточненную декларацию за период, к которому относятся расходы.
Различие в налоговой экономии при разных ставках
Один и тот же расход дает разную налоговую экономию в зависимости от периода его учета из-за изменения ставки с 20% до 25%.
Повышение ставки налога на прибыль с 1 января 2025 года создало ситуацию, при которой экономический эффект от учета расходов в разных периодах существенно отличается. Расход, учтенный в 2024 году, уменьшал налоговые обязательства на 20% от своей суммы. Тот же расход при учете в 2025 году дает экономию в размере 25% от суммы.
Расчет налоговой экономии:
Организация получила документы на расходы 2024 года на сумму 100 000 рублей в феврале 2025 года.
При учете в 2024 году: налоговая экономия составит 20 000 рублей (100 000 × 20%)
При учете в 2025 году: налоговая экономия составит 25 000 рублей (100 000 × 25%)
Разница в экономии: 5 000 рублей
Именно эта разница в налоговой экономии создает соблазн отложить учет расходов до периода с более высокой ставкой или учесть опоздавшие документы в текущем периоде вместо корректировки прошлого.
Официальная позиция Минфина по корректировке налоговой базы
Ведомство квалифицирует учет расходов прошлых периодов в текущем периоде при разных ставках как искажение налоговых обязательств.
Минфин России в письмах от 30 июня 2025 года № 03-03-06/1/63275 и от 24 июня 2025 года № 03-03-06/1/61422 четко определил свою позицию по данному вопросу. Ведомство считает недопустимым уменьшение налоговой базы текущего налогового периода расходами, относящимися к периоду с иной ставкой налога на прибыль.
Основанием для такой позиции служит тот факт, что использование расходов прошлых периодов для уменьшения базы текущего периода при различающихся ставках приводит к искажению налоговых обязательств. Налогоплательщик получает необоснованную налоговую выгоду, которая не соответствует экономическому содержанию операций.
Ведомство подчеркивает, что у налогоплательщика нет оснований для использования такого способа корректировки налоговой базы. Это означает, что любые попытки учесть расходы 2024 года в расчете налога на прибыль за 2025 год будут рассматриваться как нарушение налогового законодательства.
Обязательная процедура при поступлении опоздавших документов
При получении документов на расходы прошлых периодов необходимо подавать уточненную декларацию за соответствующий период, а не учитывать расходы в текущем.
Минфин указывает на единственно правомерный способ учета расходов по документам, поступившим с опозданием. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 и пунктом 1 статьи 81 НК РФ налогоплательщик должен представить уточненную декларацию за тот период, к которому относятся расходы.
Эта процедура обеспечивает:
⒈ Правильное применение ставки налога - расходы учитываются с той ставкой, которая действовала в соответствующем периоде
⒉ Соблюдение принципа соответствия - расходы относятся к тому периоду, в котором они экономически обоснованы
⒊ Исключение искажения налоговых обязательств - не происходит получения необоснованной налоговой выгоды
Подача уточненной декларации должна происходить в общем порядке, установленном статьей 81 НК РФ. При этом налогоплательщик может доплатить налог или заявить к зачету переплату в зависимости от характера корректировок.
Используемые нормативные акты
Письмо Минфина России от 30 июня 2025 г. № 03-03-06/1/63275
Письмо Минфина России от 24 июня 2025 г. № 03-03-06/1/61422
Пункт 1 статьи 284 НК РФ
Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ
Пункт 1 статьи 54 НК РФ
Пункт 1 статьи 81 НК РФ
Вопросы по применению разъяснений
Можно ли учесть расходы декабря 2024 года в первом квартале 2025 года, если документы поступили с опозданием?
Нет, такой учет недопустим. Расходы декабря 2024 года должны учитываться только в декларации за 2024 год путем подачи уточненной декларации. Учет этих расходов в 2025 году Минфин квалифицирует как искажение налоговых обязательств из-за разницы в ставках налога на прибыль (20% в 2024 году против 25% в 2025 году).
Распространяется ли позиция Минфина на ситуации, когда расходы относятся к одному периоду с одинаковыми ставками?
Позиция Минфина касается конкретно ситуаций с различающимися ставками налога на прибыль. Если расходы относятся к периодам с одинаковыми ставками, то применяются общие правила учета расходов прошлых периодов согласно налоговому законодательству без дополнительных ограничений по искажению налоговых обязательств.
Какие санкции грозят при нарушении требований Минфина по учету расходов?
Прямых санкций за нарушение писем Минфина не предусмотрено, однако налоговые органы могут применить доначисления налога на прибыль с пенями за несвоевременную уплату. Кроме того, возможно применение штрафа по статье 122 НК РФ за неуплату налога в результате занижения налоговой базы, если будет доказан умысел налогоплательщика.
Нужно ли пересчитывать авансовые платежи при подаче уточненной декларации за 2024 год?
Да, при подаче уточненной декларации за 2024 год с доначислением налога необходимо пересчитать авансовые платежи и доплатить соответствующие суммы с учетом пеней за несвоевременную уплату. Это стандартная процедура при корректировке налоговых обязательств прошлых периодов.